Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 8
Рабочая программа
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Составила учитель истории: Иванова Е.П.
г. Кыштым
2013-2014 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного курса «Основы мировых религиозных культур» в начальной школе (4 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Программа курса: к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.- сост. К.А. Кочегаров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа).
Учебник «Основы религиозных культур народов России», представленный издательством «Русское слово» предназначен для 4 класса начальной школы и рассчитан на 34 часа учебного времени (1 час в неделю)
Цель: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи :
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Согласно ФГОС (2009 г.)
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
· словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
· наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
· практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
· репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
· индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.
Рекомендации к домашним заданиям
Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.
Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?
- Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
- Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).
- Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
- Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
- Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
№
п/п |
Тема
урока |
Цели
урока |
Основные
понятия |
Методика, виды
работ |
Методы и формы контроля, рефлексии |
Требуемые
Ресурсы |
Домашнее задание,
Привлечение родителей |
1. |
Россия – наша Родина
|
Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции. |
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Президент.
Государственные символы.
Духовный мир.
Культурные традиции. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Творческая работа «Составление
пословиц со словами семья, Родина, Россия, Отечество.
|
ПК, выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.
|
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? |
2. |
Культура и
религия. |
Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества
|
Культура. Религия. Ритуалы. |
Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями |
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура, религия» |
Тесты на диске «Основы мировых религиозных культур». |
Фотографии и изображения священных книг разных религий
|
3. |
Культура и
религия. |
Культура. Религия |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура, религия,
христианство, православие» |
|
- Ответь на вопросы на странице 7;
- Вместе со взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют.
|
4. |
Возникновение религий.
Древнейшие
верования |
Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира |
Пантеон. Многобожие. Завет. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
|
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»; |
Термины учить.
Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор).
|
5. |
Возникновение религий.
Религии
мира и их
основатели. |
Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями. |
Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.
Ступы. Буддизм. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
|
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы |
6. |
Священные
Книги религий мира: Веды, Авеста,
Трипитака |
Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
|
Веды, Авеста, Типитака |
Урок актуализации знаний.
Беседа, работа с текстом |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
|
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы |
7. |
Священные
книга мира:
Тора, Библия,
Коран, Типитака |
Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
|
Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки |
Урок актуализации знаний.
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
ПК, мультимедиа, раздаточный материал. |
|
8. |
Хранители
предания в религиях
мира |
Знакомство с хранителями преданий в религиях мира |
Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.
Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.
Ламы |
Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира» |
Рассказать членам семьи
и друзьям о мировых
религиях. |
9. |
Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния |
Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле. |
Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние |
Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
Подготовьте пословицы о добре и зле.
|
10. |
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад |
Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий. |
Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции |
Подготовка рассказа на тему |
Самостоятельная работа |
|
Подготовиться к
сочинению «Что такое
добро и зло» |
11 |
Человек в
религиозных традициях
мира |
|
Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная
культура. |
Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации |
Творческая работа «Продолжить
предложение «Молитва – это…».
Заполнение таблицы |
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить рассказ на
тему «Что говорит о
человеке … культура » |
12. |
Священные
сооружения. |
Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Развитие навыка составления таблицы. |
Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку.
Заполнение таблицы |
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Написать, какие
священные сооружения
ты встречал в своём
городе. |
13. |
Священные
сооружения |
Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы
|
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Написать, какие
священные сооружения
ты встречал в своём
городе |
14. |
Искусство в
религиозной
культуре |
Знакомство с исторической иконописью, составление устного рассказа на основе увиденного. |
Икона. Каллиграфия. Арабески. |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Напиши небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы (семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)»
|
15. |
Искусство в
религиозной
культуре |
Знакомство с буддизмом и его символами. |
Семисвечник. Способы изображения Будды. |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить рассказ
«Мои впечатления от
…» |
16. |
Творческие
работы
учащихся |
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей |
|
Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания |
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой
работы. |
Использование мультимедийных средств |
Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
17. |
Презентация
творческих
работ |
Развитие способностей и умений в работе с мультимедийными средствами |
|
Защита творческих работ |
Презентации творческих работ |
|
|
18. |
История религии в
России |
Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры
человечества.
|
Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.
Церкви |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
мультимедийная установка, презентация, репродукции картин И.Эггинка «Великий князь Владимир выбирает веру» и В.Васнецова «Крещение Руси»
|
По выбору
1 задание: составить тест по теме «Религии России».
2 задание: составить таблицу «Священные сооружения, символы религий». |
19. |
Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий |
20. |
Религиозные
ритуалы.
Обычаи о
обряды. |
Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении. |
Обряды. Ритуалы. Таинства.
|
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить сообщение об обрядах |
21. |
Вопросы с.57 |
22. |
Паломничества и святыни |
Формирование представлений о паломничестве, о главных святынях мировых религий. |
Паломничества: хадж, накхор |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
|
|
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Вопросы с.61 |
23. |
Праздники и календари |
Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира
|
Песах, Шавуот,Суккот, Рождество, ПасхаКурбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган |
Самостоятельная работа с источниками информации |
Самостоятельная работа |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам |
24. |
Праздники и календари |
Групповая исследовательская работа |
Исследование |
|
25. |
Религия и
мораль.
Нравственные заповеди в религиях
мира |
Знакомство с нравственными заповедями мировых религий, формирование расширения понятий – добро и зло. |
Притча |
Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку |
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Эссе |
26. |
Религия и
мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира |
Бодхисаттва |
Групповая работа с источниками информации |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку.
|
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
27. |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь |
Формированию ценностного отношения к окружающему миру, понимания и осознания учащимися нравственной ценности «милосердие» |
Милосердие |
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в малых группах, выполнение коллективной творческой работы |
|
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Вместе с родителями узнать о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли они в г.Перми? |
28. |
Семья |
Формирование у обучающихся понятия «семья» и «семейные ценности».
|
Семья |
Беседа, комментированное чтение |
Мини - сочинение |
Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск |
Мини - сочинение |
29. |
Долг, свобода, ответственность, труд |
Формирование у обучающихся понятия о долге, свободе, ответственности и труде, особенности отношения к этим понятиям в разных религиях. |
Ответственность |
Беседа, комментированное чтение |
|
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Сочинение |
30. |
Любовь и
уважение к
Отечеству.
|
|
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.
Великая сила нравственности. Народ |
Беседа |
Самостоятельная работа «Составить
предложения со словами Отечество, любовь
к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,
народ. |
Диск «Основы мировых религиозных культур» |
Подготовить сообщение
об одной из конфессий. |
31. |
Подготовка
творческих
проектов. |
Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий., адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий. |
|
Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания |
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой
работы.
|
Использование мультимедийных средств |
Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
32. |
33. |
Презентации
творческих
проектов |
|
|
Защита творческих работ |
Презентации творческих работ |
|
34. |
Диагностическая часть.
В течение года планируется провести три диагностических работы.
Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.
Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний (урок 16-17).
Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.
Список литературы:
1. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 2012
2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
3. Министерство образования и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»